Posted 23 апреля 2019,, 13:44

Published 23 апреля 2019,, 13:44

Modified 23 февраля 2022,, 12:28

Updated 23 февраля 2022,, 12:28

Рассыпающаяся культура: выживут ли в Омской области памятники архитектуры

23 апреля 2019, 13:44
Проверка федеральной Счетной палаты установила, что Россия нуждается во всестороннем анализе существующей системы государственной охраны объектов культурного наследия. За последние три года региональные бюджеты получили более 1.2 млрд рублей от минкульта России на работы по охране объектов культурного наследия.

При этом федеральное ведомство в пять раз завышало коэффициент плановых проверок. Это означает, что деньги выделялись на работу определенного количества специалистов, в то время как на деле их работало в несколько раз меньше. Куда исчезли сэкономленные средства, ведомство не уточняет.

Помимо этого, при расчете необходимых сумм областные Минкультуры не учитывали объекты археологии, на которые приходится свыше 70% общего количества объектов культурного наследия. Счетная палата РФ пришла к выводу, что региональные власти плохо контролируют сохранность объектов культурного наследия федерального значения.

Одновременно с этим директор департамента музеев Минкультуры РФ Владислав Кононов предложил организовать сбор средств на восстановление сгоревшего на минувшей неделе собора Нотр-Дам. Однако в России, в частности в Омской области, уникальные культурные памятники исчезают так же, как и в Европе. Город55 попытался разобраться в охране 1922 памятников культуры в Омской области.

Без бизнеса не обойтись

В минувший понедельник, 22 апреля, комитет по вопросам муниципальной собственности Омского городского Совета должен был рассмотреть инициативу мэрии города об утверждении льготной цены на аренду памятников истории и культуры, принадлежащих муниципалитету. Городские чиновники предлагают отдавать в аренду подобные здания по самой низкой из возможных цене – 1 рубль за кв. метр. Однако заседание было сорвано из-за отсутствия кворума и перенесено на следующую неделю.

Причина такой расточительности мэрии связана, в первую очередь, с отсутствием денег в бюджете города. На уход и охрану памятников у муниципалитета просто нет денег. Согласно письму мэра Омска Оксаны Фадиной председателю комитета по вопросам муниципальной собственности Олегу Афанасьеву, городу принадлежит 59 объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Еще пять объектов признаны администрацией Омска как утраченные навсегда.

Всего же в Омской области находится 1922 объекта культурного наследия. Согласно сведениям федерального министерства культуры, 27 памятников имеют муниципальное значение (6 расположены в Омске, остальные в Таре), 654 памятника регионального значения (303 находятся в Омске) и 1241 памятник федерального значения. Большинство из них представляют собой курганы, урочища, поселения и городища. В Омске памятников федерального значения всего девять (например, лютеранская кирха на улице Достоевского, бюст генерала Карбышева и Тобольские ворота) и один расположен в Таре (Спасский собор).

Иногда старинные здания становятся фигурантами уголовных дел, как, например, это случилось с памятником регионального значения на улице Суровцева, 1 «Домом, где помещался штаб восстания 22 декабря 1918 года».

В марте 2016 года министерство культуры обратилось в полицию с заявлением о незаконных работах на объекте – неизвестные при помощи экскаватора начали сносить этот двухэтажный памятник истории, в котором до 2015 года жили несколько десятков семей. Городские власти пообещали оградить полуразрушенный объект сеткой.

Оказалось, что на части растаскивать здание стали местные жители. Прокуратура и полиция обещали найти виновных, однако до сих пор так никто наказан не был. Городские власти, которым принадлежит памятник культуры регионального значения, отказались его самостоятельно ремонтировать. Министерство культуры Омской области обратилось в Арбитражный суд региона, где обязало мэрию подготовить проект реконструкции объекта культурного наследия.

Минкультуры старается

Министерство культуры Омской области, как и мэрия города, также не обладает большим финансовым ресурсом для восстановления памятников. Как отмечают в ведомстве, на проведение ремонтных работ выделяются деньги, но их не хватает.

«Из регионального бюджета выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в собственности Омской области. Так, в 2017 году выделено 13.2 млн рублей, а в 2018 году – 16.4 млн рублей», пояснили Городу55 в ведомстве.

При этом, обладая скромным финансированием, в министерстве отмечают, что не допускают неудовлетворительного состояния на принадлежащих им объектах.

«В неудовлетворительном состоянии находятся часть объектов, находящихся в собственности муниципалитетов и в собственности частных лиц. В связи с этим распоряжением департамента имущественных отношений Омска создана рабочая группа по вопросам сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия», отмечают в министерстве.

Однако на все объекты специалистов министерства не хватает. Согласно информации областной прокуратуры, при проверке соблюдения охранных обязательств объектов культурного наследия было выявлено более 300 нарушений. В частности, на 113 объектах зафиксировано отсутствие охранных обязательств. По данному факту прокуратура вынесла представление министру культуры Омской области.

Само ведомство также вкладывает деньги в реставрацию объектов. С начала 2018 года Главное управление Контрактной Системы Омской области объявило пять аукционов на реконструкцию и ремонт памятников культурного наследия. Это «Дом М.А. Кузнецова и П.А. Липатникова» (780 тыс., 973.6 тыс. и 4 млн рублей), а также «Комендантский дом, построенный в 1799 году» (7,1 млн и 1,5 млн рублей).

Дела спорные

Однако один объект культурного наследия регионального значения обошелся дороже всех остальных – здание страхового общества «Саламандра». Сотрудники Следственного комитета завели два уголовных дела в ходе его реконструкции. Сначала на заместителя губернатора Омской области Станислава Гребенщикова, а затем на вице-мэра Богдана Масана. Помимо Гребенщикова и Масана, фигурантами дела стали экс-заместитель министра строительства и ЖКК области Евгений Скрудзин, а также замдиректора КУ «Омскоблстройзаказчик» Ольга Хорзова.

Реконструкция объекта ведется за счет федеральных средств в начале января 2019 года распоряжением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева из федерального бюджета Омску выделили 139,5 млн рублей на софинансирование завершения реконструкции здания страхового товарищества «Саламандра». А в конце января на исполнение работ заложили 208 млн рублей. Из областного бюджета было выделено дополнительно еще 32 млн рублей.

При этом никто, кроме регионального минкультуры, за состоянием памятников не следит. В пресс-службе ведомства отмечают, что за 2018 год министерством проведено 80 проверок, выдано 55 предписаний, возбуждено 39 дел об административном правонарушении, предъявлено 20 исковых заявлений. В 2019 году проведены проверки в отношении собственников 25 объектов, выдано предписаний 16. Однако процент исполненных предписаний остается неизвестным.

Так, ведомство требует от караоке-клуба «Черный кот» отремонтировать крышу и водосточную систему здания по улице Ленина, 34. Со здания бывшего кинотеатра «Пионер» требуется убрать рекламную вывеску жилого комплекса «Новый пионер». В Таре ведомство добилось охраны памятника истории и культуры «Дом купчихи Пятковой», построенного в конце ХIХ века.

Утерянная память

Омский блогер Игорь Федоров ведет своеобразную летопись утерянных и разрушенных архитектурных памятников города. По его словам, в Омске ситуация не настолько плачевна, какой могла быть.

«Хотя у соседей на уровне регионов уже давно принимались различные целевые программы по сохранению объектов культурного наследия. В Иркутске здания отдаются в концессию инвесторам, реализованы проекты по регенерации исторических деревянных кварталов, и с 2011 по 2015 год там отреставрировали 23 объекта. В Тюмени утверждена государственная программа Тюменской области "Сохранение и использование объектов культурного наследия"», отмечает Федоров.

В своем блоге он переживает, что из-за медлительности городских и областных депутатов с каждым днем в городе становится все меньше мест, которые стоит охранять, так как памятники постепенно разрушаются. В 2017 году блогер говорил так о зданиях на Газетный пер., 3, ул. Маяковского, 11 и 13, о водонапорной башне в Привокзальном поселке, объектах на ул. Звездова, 18 и Сенной, 24.

При этом воссоздания некоторых объектов омичи, наоборот, не хотят. Так, Омское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры проводило голосование по поводу целесообразности строительства снесенного в 30-е годы прошлого столетия собора Святого Илии Пророка. В голосовании победил вариант за строительство, однако члены ВООПИК увидели накрутку голосов.

Бывший губернатор области Леонид Полежаев, лоббирующий строительство Свято-Ильинского Собора, отметил, что равнодушных к восстановлению храма нет. Однако большинство омичей уверены, что вместо очередного храма было бы полезнее возвести новый детский сад.

"