Posted 10 декабря 2018,, 09:00

Published 10 декабря 2018,, 09:00

Modified 23 февраля 2022,, 12:57

Updated 23 февраля 2022,, 12:57

Расследование: что кроется за работой омской полиции

10 декабря 2018, 09:00
Обыденность vs призвание. Смотрим изнутри.

В полицейских участках Южной Кореи есть специальные комнаты для прессы. С кроватью, столом – все для работы. При этом добывать новости там сложнее. Потому и кровать – журналисты круглые сутки проводят в участке, выпрашивая какую-нибудь драку или разбой. На такие задания отправляют новичков - в профессию погружают. По крайней мере так показывает корейское кино.

Как журналист невольно начинаешь сравнивать, что есть на этот счет в российской действительности. Мошенники, грабители, убийцы – ежедневная повестка в «Яндексе». По популярности у читателей она не уступает любой другой теме. Пресс-службы регулярно публикуют материалы о том, как работают сотрудники органов внутренних дел. Более же близкое общение с омской полицией ограничивается в рамках личного опыта посещением «стакана» и заявлением об украденном телефоне. Прополицейские сериалы за пределами интересов. Тем любопытнее было оказаться в бело-синей «газельке» следственно-оперативной группы - СОГ.

***

В ожидании того самого вызова ждешь в отделе полиции в Амуре, где представлялся самый «сенокос». Отдельных комнат для прессы, конечно, нет. Но вечерний Амур оказался крайне умиротворенным: за вечер ни одного выезда, дежурная группа занимается текущими делами – отрабатывает поступившие ранее вызовы. Утро в другом участке - на улице 22 Апреля - оказалось бодрее.

«Мы его только поймали, не хочется отпускать больше. Нужна подпись».

«Антон, материал где? Как неизвестный в магазине ведет себя неадекватно».

«Ты ж дежурил вчера? Почему не сдал рапорт?»

«Все. Едем», - это уже мне.

Дежурный участка распределяет, какая из заступивших на сутки групп поедет на вызов. В разных отделах полиции состав группы может отличаться. Здесь в «газель» садятся следователь, оперуполномоченный, эксперт и кинолог, не закрепленные за какой-то одной СОГ. Между сиденьями накручивает круги Долли – овчарка двух с половиной лет.

«Позвонили и сказали, что по улице Доковской срезали кабель. Надо выяснить», - все, что пока известно.

На то, чтобы добраться до места, обычно отводится 15-20 минут. Дорога проходит за ненавязчивым разговором. Никаких пончиков, кофе.

«За проезд передаем», - шутят между собой сотрудники органов внутренних дел.

За время пути Долли успела получить максимальную дозу внимания. У собак тоже есть дежурства, между вызовами – тренировки. Хозяйка Долли рассказала, что раньше работала в информационном центре УМВД, а потом предложили уйти в кинологи. Она сразу согласилась.

«Это моя вторая собака. Первая сейчас на пенсии уже, а доча (так она называет Долли. - Прим. ред.) еще довольно молодая, есть собаки, которые по 10 лет работают».

Приехав на место, собака срывается осматривать территорию, а полицейские неспешно оглядываются. Гаражи, прохладно. Это то, что замечает обыватель. Эксперты же начинают осматривать следы, следить взглядом за линией передач, где и срезали часть кабеля.

Выяснилось, что кража произошла двумя днями ранее. В организации пропала проводная телефонная связь, решили, что проблемы с поставщиком. Но в телефонной компании сказали, что произошел обрыв на линии. Когда пошли проверять, версия подтвердилась – со столба свисал четко отрезанный кабель.

«Шанс есть найти?»

«Конечно, всегда есть».

В работе полиции, как видно, много рутинной работы. Выбрать представителя организации, от чьего имени будут все документы, опросить его, заполнить стопку бумаг, подписать. На это ушло не меньше часа. Также не воодушевляет искать следы, где за два дня прошли и проехали десятки людей и машин. Осмотр места происшествия может занимать несколько часов.

«Это все так, обыденно. Другое дело, когда едешь на более тяжкие преступления и не знаешь, что увидишь. Здесь-то сразу понятно, какие следы надо собрать, а там можно проявить себя», - делится эксперт.

Он вспомнил интересный в профессиональном смысле случай, когда на балконе нашли отрезанные кисти рук и голову, а также парня, убившего кота, мать и бабушку. Тот был под воздействием наркотиков, животное чем-то помешало, а женщины пытались заступиться за кота. Подозреваемый наступил в лужу крови босой ногой, получился отличный след. В итоге парня приговорили к 18 годам колонии строгого режима.

За такими разговорами неспешно пошел второй час. Отсняты на фото столб, следы, «изъят» и упакован в конверт отрезок кабеля. Шумят грузовики по окраинной дороге, редкие прохожие засматриваются на полицейскую «газель» и скопившихся возле нее людей в форме. Экшена не получилось.

«Есть еще лица, охранники соседних организаций, которые дежурили в момент предполагаемого хищения. Нужно с ними провести беседу, проверить места сбыта, металлокассы, отработать ранее судимых лиц», - рассказал план дальнейших действий оперуполномоченный.

«Вы сами замечаете, как в речи постоянно используете канцеляризмы? «Данный гражданин», «хищение» и прочие».

«Ну да, - с улыбкой признают сотрудники. – Но дома такого нет».

По дороге раздается очередной звонок. Как и говорилось, эксперт работает с несколькими СОГ. Пока одна группа была на выезде, в полицию сообщили об ограблении шиномонтажной мастерской на улице Энтузиастов. Нужен криминалист, возвращение на базу отменяется.

***

«Приехал утром открывать гараж, а дверь уже открыта. Порядок внутри не нарушен. Пропал ноутбук, взломана камера видеонаблюдения – диск вырван, деньги пропали», - рассказал следователь из другой СОГ.

Подозрения пали на бывшего сотрудника, уволенного около месяца, причем уволенного во второй раз, но тот попросился обратно. К нему домой выехала третья СОГ.

«Сам факт неприятен. Он знал, где и что хранится, видел, как я менял диск в видеорегистраторе. С ключей мог сделать копию, пока работал. Ну, как работал… То спит, то закрыто. Товарищей его видел. Они же «вынесли» другую мастерскую. Ни станков, ничего не оставили – все подчистую», - делится со мной пострадавший владелец мастерской.

«На днях на Мира хлопнули шиномонтажку», - тут же отмечают полицейские.

«Опять же, может, я ошибаюсь, и это не он. Может, его друзья. Они приезжали сюда к нему, тоже все видели», - продолжает владелец.

Шумит болгарка, грязно и тесно, как в любой небольшой мастерской. В такой обстановке эксперт ищет следы, доставая из потертого чемоданчика светлого металла разные инструменты. Предметы со стола, где стоял украденный ноутбук, покрывают дактилоскопическим порошком – старую упаковку «принглс», монитор. На последнем показались «пальчики». Их снимают на рабочий цифровик и на дактилопленку, работающую по принципу скотча.

«Хороший след», - отмечает эксперт.

«Неужели банально нельзя было надеть перчатки?» - спрашиваю.

«Я вам так скажу. До 19 века преступники вообще срезали верхний слой кожи», - подключается к беседе следователь.

«Сейчас есть много хороших способов, уже общеизвестных. Следы остаются, но они непригодны для идентификации. И не надо ничего срезать, прижигать».

«Посмотрите «След» (сериал про полицейских. - Прим. ред.)», - шутит следователь.

«Да «След» - это все ерунда, не смотрите», - говорит эксперт как эксперт.

«Как вообще люди профессии относятся к подобному масскульту? Отмечаете для себя ошибки?»

«Конечно. Потом родственникам не докажешь, что это вымысел, а они верят фильмам».

Правда, порой реальность отказывается с еще более закрученным сюжетом. «Кинопоиск» даже делал тест исключительно об Омске, предлагая угадать, где вымысел, а где история из омской криминальной хроники. Но в этот раз корейский репортер остался бы разочарован подобным тихим дежурством. Полицейские, наоборот, рады: меньше происшествий – меньше пострадавших.

"