Posted 7 мая 2019,, 10:18

Published 7 мая 2019,, 10:18

Modified 23 февраля 2022,, 12:43

Updated 23 февраля 2022,, 12:43

Квест для инвалида: как челябинский преподаватель «штурмовал» омский вуз

7 мая 2019, 10:18
Город55 рассказывает, чем завершилась история челябинского преподавателя-инвалида, которому пришлось искать добровольцев, чтобы подняться в корпус ОмГУ. После шумихи в прессе ему устроили образцово-показательный прием с борцами школы Шлеменко и перенесли мероприятие с четвертого этажа на первый.

Довольно показательный случай в плане отношения к инвалидам произошел в Омске с руки молодого ученого из Челябинска Николая Ольховского, который приехал в омский госуниверситет на межрегиональный этап всероссийского конкурса лучших преподавателей вузов. Ему устроили весьма радушную встречу — но только после того, как он привлек внимание к теме через социальные сети.

Николаю 30 лет, он пять лет преподает информатику в челябинских вузах ЧелГУ и ЮрГУ. Недавно его пригласили в Омск на профессиональный конкурс, однако университет оказался не готов принять его из-за инвалидности: в корпусе юридического факультета нет лифта, а преподаватель передвигается на кресле-коляске. Оргкомитет конкурса предложил ему дистанционное участие по скайпу, что конкурсанта совсем не устроило: он хотел лично пообщаться с коллегами и вживую взаимодействовать со студентами. В итоге он написал пост во «ВКонтакте» о поиске добровольцев-омичей, готовых поднять его вместе с креслом на четвертый этаж. И неожиданно получил больше сотни откликов.

«Когда получил ответ оргкомитета конкурса [о том, что возможен только удаленный формат участия], сначала расстроился, уже мысленно подавал заявку на заочный этап сразу в Москву, а потом подумал, что, если так поступать, ничего не изменится, раз за разом я и другие инвалиды будем натыкаться на моменты, когда о них не подумали, им предложили какой-то суррогатный выход, они с этим смирились и все. Возможности должны быть равными. Подумал, чем черт не шутит, написал обращение, отправил во все паблики Омска. Изначально рассчитывал, что откликнется человек 20 и я наберу необходимых 5-6. А откликнулся в итоге весь Омск», — рассказал Николай Городу55.

Из записавшихся в помощники порядка 150 омичей выбор пал на бойцов школы единоборств «Шторм» Александра Шлеменко. Преподаватель рассудил, что в руках организованной группы спортсменов ему в городе будет надежнее. Впрочем, в итоге их помощь почти не понадобилась.

Город55 встретился с Николаем сегодня утром возле корпуса юрфака ОмГУ. Оказалось, что в организации мероприятия произошли некоторые изменения: конкурс с четвертого этажа перенесли в аудиторию на первом, так что преодолеть оставалось лишь бордюр во дворе и три ступеньки в коридоре. При этом во дворе челябинца уже поджидало несколько групп людей: борцы в фирменной экипировке, журналисты с камерами и пресс-служба университета, использовавшая случай, чтобы дать свои разъяснения. По версии вуза, преподавателю-инвалиду готовы были предложить помощь и раньше, но помешали майские праздники: в выходные некому было направить письменный ответ. А потом решили поменять аудиторию на более удобную для «особенного» участника.

«В учебном корпусе первый этаж оборудован для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом разумного приспособления: имеется специально адаптированная аудитория, именно в нее перенесено мероприятие», — сообщили в пресс-службе.

Николай задерживался почти на полчаса. Все ждали социальное такси, на котором он приедет, — передвигаться по городу на общественном транспорте преподаватель все-таки не рискует. У ворот стоял охранник, отгонявший постоянно пытавшиеся припарковаться в запрещенном месте машины. Неизвестно, всегда ли охрана вуза действует так оперативно, но в этот раз служебный въезд был свободен. Пресс-служба и волонтеры несколько раз обходили корпус, выстраивая наиболее удобный маршрут. Однако Николай несколько смешал планы — социальное такси («газель», приспособленная для инвалидов), внезапно припарковалось с другой стороны здания. Что дало повод бойцам наконец применить силу и переместить гостя через бюрдюр.

Раздав интервью, Николай направился в здание, где его уже заждались, — начало конкурса даже задержали ради него. Вузовский пандус успешно прошел тест-драйв (пресс-служба с готовностью сообщила, что в корпусе есть даже туалет для инвалидов).

«Когда поднялась волна в социальных сетях, со мной связались из ректората ОмГУ, извинились за такую накладку, спросили, чем могут помочь, нужны ли волонтеры, помощь с транспортом. Но на тот момент уже все проблемы решились, спасибо омичам», — рассказал Николай.

Внутри здания оставалось спустить кресло на три ступеньки, что тоже с готовностью проделали бойцы. На этом квест Николая был закончен — до вечера, когда его таким же образом должны вернуть на улицу.

При этом преподаватель остался крайне доволен Омском.

«Отлично сделан центр города. Просто превосходно, что вы сохранили историческую часть и еще содержите в таком шикарном виде. Центр — просто картинка, смотришь по сторонам и любуешься. Встречаешь пешеходный переход — а там гранитные плиты, плавное занижение. Ездишь по городу и наслаждаешься.

Но когда выходишь из центра в простые районы, то видишь, что город примерно такой же, как все остальные. На перекрестке Красного пути и Фрунзе, как обычно, построили огромную развязку, а на пешеходов «подзабили». В подземных переходах даже стоят подъемники — но кнопка не работает. Звоню в администрацию, там такие: «Эээ…» Но надо отдать должное: я позвонил в диспетчерскую Омска, там сказали: «Ждите, что-нибудь придумаем». Ждать времени не было, объехал всеми правдами и неправдами, но потом звонят, говорят, выслали технику, чтобы помочь. В принципе, здесь можно жить. Хотя я вижу все проблемы, о которых говорят омичи, когда намекают, что не одним центром город живет. Но гулять тут очень классно», — считает он.

В Челябинске, по его словам, с доступной средой все гораздо хуже, хотя вузы, где он работает, полностью оборудованы (в том числе и специально для него). Впрочем, он считает, что во многих ситуациях оказываются важнее готовые помочь люди, чем формальные приспособления.

«Инвалид, у которого есть те же возможности, что у здоровых людей, перестает быть раздраженным и вечно чего-то требующим, а, во-вторых, начинает приносить пользу обществу. Поэтому мой главный посыл — просто внимательнее относиться к таким вещам и находить возможность помочь. И нужно добиваться, чтобы это учитывали сразу при планировании мероприятий, а не потом», — отметил он.

"