Posted 19 марта 2019,, 15:23

Published 19 марта 2019,, 15:23

Modified 23 февраля 2022,, 12:54

Updated 23 февраля 2022,, 12:54

Полежаев: «Я не знаю, что будет с Казахстаном, когда уйдет Назарбаев»

19 марта 2019, 15:23
Выдержки из мемуаров экс-губернатора Омской области Леонида Полежаева о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве.

Сегодня президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время обращения к нации подписал указ о своей отставке. Редакция Города55 пробовала получить комментарий экс-губернатора Омской области Леонида Полежаева, их карьеры начинались в одно время и в одном, по сути, месте – в Казахстане советского периода. Полежаев не скрывал своих теплых отношений с Назарбаевым, если упоминал, то всегда в подчеркнуто уважительном контексте. В коротком телефонном разговоре Леонид Полежаев заявил, что ему ничего не известно об отставке Назарбаева. В своей автобиографичной книге «Реки жизни» (ООО «Полиграф», 2018) Полежаев весьма объемно рисует образ теперь уже бывшего президента Казахстана и прогнозирует ухудшение отношений государств после отставки президента Назарбаева.

Вот что пишет Полежаев в своей книге.

«Может быть единственным «технократом» из нашего поколения, которому удалось полностью реализовать себя в новых условиях и обстоятельствах, стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Я уже рассказывал, что мы познакомились и подружились в те годы, когда я был первым заместителем председателя Карагиндинского облисполкома, а Назарбаев – секретарем обкома по промышленности. Вроде бы крупная партийная должность. Но то-то и оно, что Назарбаев по своей человеческой сути не был партийным работником, чья задача более всего состоит в том, чтобы следить за чистотой идеологии, подгонять живую жизнь под партийные принципы и возбуждать энтузиазм масс. Он был именно технократ, то есть человек, досконально знающий свое дело и от других требующий такой же высокой квалификации. Наивный пример вдруг пришел в голову. Классический партаппаратчик смотрит спектакль и безотчетно ищет в нем идейные ошибки и недочеты. А технократ обращает внимание на то, насколько зрелище соответствует высшим критериям эстетики и профессионализма.

<…> Можно сказать, что на таких ключевых постах постах мы очутились одновременно. Мы были практики, принадлежали к одному поколению партийно-советских кадров и свою руководящую деятельность воспринимали как конкретную возможность преобразовать нашу действительность, несмотря на весьма трезвое к ней отношение.

Назарбаева ждал резкий карьерный взлет: его назначили секретарем ЦК Казахстана по промышленности, а вскоре – и председателем Совета Министров этой республики. Понятно, что в то время наши контакты совершались в режиме официальных служебных отношений, но к себе теплое отношение со стороны Назарбаева я ощущал всегда. Он жалел, что я уехал из Казахстана, и, уже будучи президентом нового независимого государства, неоднократно приглашал меня вернуться, предлагая министерские посты.

В чем главная сила руководителя такого типа, как Нурсултан Назарбаев? В том, что любую острую проблему он видит не частным образом, а в комплексе всех прочих производственных или общественно-политических задач и вопросов. Это и есть государственное мышление. <…>

Мне присылали протоколы всех принимаемых в Казахстане государственных решений, я их внимательно изучал, невольно сравнивал с аналогичными подходами в моей стране и не мог не признать, насколько осмотрительнее, осторожнее и, не побоюсь этого слова, человечнее проводит все необходимые преобразования Назарбаев. Это касалось и приватизации, и земельной реформы, и реформы пенсионной.

<…> Назарбаев хорошо знает свой народ. Его психологию, его традиции, его душевные обыкновения. Знает, что народ с почтением относится к старшинству, к авторитету, к чину, но лишь в том случае, когда эти понятия подкреплены знанием, мудростью и настоящим душевным тактом.

Иногда классические либералы, и чаще всего наши российские, кухонные, упрекают Назарбаева в авторитаризме, в патернализме и в прочих непростительных с точки зрения идеальной демократии грехах. Готов согласиться, что некий резон в этом есть. Но ведь важно понимать, на чью почву ты переносишь замечательные принципы, зарекомендовавшие себя в странах с двухсотлетней, трехсотлетней представительной системой. Глупо требовать от недавних кочевников, в качестве высших ценностей воспринимающих родовые, родственные связи, чтобы они так же свято верили в парламентский либерализм, как американцы, французы или англичане. Дайте исторический срок, они тоже поверят, но пока для них важнее отеческая забота и абсолютная компетентность в делах. Отец знает все, чем живет семья. Отец государства знает все, чем живет страна и народ. А что Сингапур, который удивляет мир своими фантастическими успехами, он что, добился их с помощью безупречного парламентаризма? Просто ему повезло с лидерами, знающими специфику национального менталитета, так же как Казахстану повезло с Назарбаевым.

Честно говоря, я не знаю, что будет с Казахстаном, когда уйдет Назарбаев, и как будет выглядеть российско-казахстанская граница протяженностью в шесть тысяч километров. Как бы ее не пришлось укреплять, как в свое время укрепляли российско-таджикскую для того, чтобы сдерживать афганских моджахедов.

Однажды, давно еще, меня спрашивал Путин: вы, мол, хорошо знакомы с Назарбаевым, как он и что? Понятно, в том смысле, можно ли ему доверять. Я ответил Владимиру Владимировичу, что, на мой взгляд, за Назарбаева надо держаться, по народному выражению, как держится черт за грешную душу. Никакой Кавказ не доставит нам столько проблем, сколько принесет их Казахстан, если у нас не будет с ним хороших отношений, если там не будет вменяемого лидера с традиционным российским уклоном».

"