Posted 14 марта 2020,, 03:00

Published 14 марта 2020,, 03:00

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

Антитоп омских автосалонов: нарушение прав потребителей и некачественный ремонт

14 марта 2020, 03:00
Город55 продолжает составлять рейтинг омских предприятий, имеющих претензии со стороны надзорных ведомств, подрядчиков и потребителей.

Напомним, ранее мы рассчитали антитоп омских молочников, мясных королей, владельцев торговых центров.

В этот раз решили выстроить по порядку автомобильные салоны Омска. Воспользовались официальными данными судов, отчетов проверяющих инстанций, ЕГРЮЛ.

1-е место — ООО «Азия авто Усть-Каменогорск» Владельцы: АО «Бипэк авто Казахстан», Анатолий Балушкин

На первом месте нашего антирейтинга расположился официальный дилер LADA в Омске — «Азия авто Усть-Каменогорск». За 2019 год мы насчитали у компании 11 исков. Один из них размещен в реестре Арбитражного суда Омской области и касается требования прокуратуры Таврического района признать недействительным контракт на поставку автомобиля LADA VESTA администрации Таврического муниципального района.

Суд посчитал, что заказчик неправильно сформулировал требования госзакупки, ограничив участие в торгах других поставщиков. В итоге дилеру пришлось забрать обратно автомобиль и вернуть выплаченные денежные средства.

10 других исков, предъявленных ООО «Азия авто Усть-Каменогорск», слушались в судах общей юрисдикции. Все они поступили от клиентов компании, посчитавших, что дилер нарушил их права как потребителей. Часть требований уже удовлетворены, по некоторым отказано, какие-то дела еще находятся на рассмотрении.

Типичный пример: омич приобрел в автосалоне автомобиль LADА, в ходе гарантийной эксплуатации выявились дефекты, которые, по мнению покупателя, носили производственный характер. Потребитель написал претензию с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, неустойку и моральный вред. Суд принял сторону потребителя.

Еще случай — несвоевременное исполнение автосалоном своих обязательств. Клиент заключил договор на приобретение автомобиля LADA. Однако продавец вовремя его не поставил — опоздал на два дня. Истец попросил взыскать с ответчика неустойку за просрочку. Суд частично удовлетворил требования, обязав автосалон выплатить неустойку в размере 6.9 тыс рублей, компенсацию морального вред — 1 тыс рублей, штраф — 2 тыс рублей и оплатить услуги юриста.

2-е место — ГК «Евразия Моторс» Владелец: Илья Фридман

Один из крупнейших автодилеров Сибири ГК «Евразия моторс» в 2019 году получила в свой адрес восемь исковых требований. Два из них предъявила прокуратура области по фактам поставки служебных автомобилей для администраций Таврического и Колосовского муниципальных районов.

Надзорное ведомство установило, что чиновники неправомерно включили в конкурсную документацию указание на такие технические характеристики, которые соответствуют только одной модели автомобиля — Nissan X-Trail, из-за чего обладатели других товарных знаков не смогли принять участие в торгах. Суд признал оба контракта недействительными и обязал администрации вернуть автомобили, а автосалон — бюджетные деньги.

Один иск поступил от департамента имущественных отношений. Городское подразделение обратилось с требованием о солидарном взыскании задолженности в размере 6.7 млн рублей по договору аренды земельного участка по адресу ул. 31-я Рабочая, д. 1а (один из ответчиков — ООО «Техцентр «Евразия Эксперт», входящий в ГК «Евразия Моторс»). Все закончилось тем, что ответчик подал встречный иск и чиновники проиграли дело. В феврале 2019 года суд, сложив все требования, вынес вердикт взыскать с «Евразии Эксперт» 3 тыс рублей неустойки, а с департамента — 1.4 млн рублей неосновательного обогащения.

А вот в споре с клиентом у «Евразии Моторс» выиграть не получилось. В январе 2019 года в Центральный суд Омска обратилась омичка. Она приобрела в ООО «Евразия Эксперт» автомобиль Mercedec-Benz с пробегом 2007 года выпуска. В договоре было указано, что автомобиль в исправном состоянии, требует лишь замены тормозных дисков и шлангов. Однако сразу после покупки в автомобиле застучал двигатель. Женщина потребовала у продавца отремонтировать неисправность, либо расторгнуть договор и вернуть деньги, но тот отказался. Суд постановил взыскать с автосалона стоимость автомобиля и компенсировать покупателю моральный вред, а также уплатить штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере около половины стоимости автомобиля.

3–4-е место — ООО «М-Тракс», владельцы: Алена Есипенко, Игорь Дурнов; ООО «ИвСиб», владельцы: Илья Орлов, Вячеслав Полухин

Третье и четвертое место в нашем антирейтинге поделили две компании, заработавшие в прошлом году по два иска. Официальный дилер Fiat Professional ООО «М-Тракс» получил судебные требования о взыскании в марте и июле 2019 года.

В последнем случае компания некачественно выполнила ремонт двигателя, за что с нее было взыскано более 300 тыс рублей убытков.

Дилер IVECO, компания «Ивсиб», по одному иску заключил мировое соглашение, погасив долг за поставленный подрядчиком товар, по другому компенсировал убытки за ремонт ДВС, в котором не было необходимости.

5–6-е место — автосалон «Барс», владелец: Виталий Ольшанский; Автосалон «УАЗ на Кордном» владелец: Олег Саитов

Замыкают антитоп две компании с одним иском у каждой. В августе 2019 года в арбитраж была подана претензия в адрес автосалона «УАЗ на Кордном». Истец потребовал обязать ответчика произвести замену некачественных деталей автомобиля. А в начале 2020 года в Первомайском районном суде зарегистрировано дело в отношении ООО «Барс-Эксперт» в категории «транспортные услуги». Подробности в реестре суда отсутствуют.

В заключение

По результатам обзора судебных претензий к омским автосалонам можно сделать вывод о преобладании требований со стороны частных лиц в связи с нарушением их прав. Эту информацию подтверждают и общественные организации, защищающие права потребителей.

По словам председателя омской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Ревизор» Владимира Кулешова, омичи действительно стали больше обращаться с жалобами, больше стало положительных судебных решений в спорах между потребителями и продавцами автомобилей.

Еще одна тенденция, которую отметил эксперт, — рост попыток многих компаний не доводить конфликтную ситуацию с клиентом до судебного разбирательства.

«Автосалоны стараются идти навстречу. Говорят: давайте проведем экспертизу, если виноваты — мы все сделаем. Нельзя сказать, что омские автосалоны монстры какие-то. Закатали рукава по локти и давай потребителя гнобить. Нет, ни в коем случае. Они заинтересованы в возврате этого потребителя к себе. Поэтому если экспертиза показывает, что есть недостатки, то они берут и устраняют. Омский рынок в этом отношении стал более цивилизованным», — сказал Кулешов.

"