Posted 2 апреля 2020,, 10:27

Published 2 апреля 2020,, 10:27

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

«Еле сводим концы с концами». Спортивная индустрия Омска в условиях коронавируса

2 апреля 2020, 10:27
В условиях пандемии коронавируса всем приходится несладко. Представители спортивной индустрии и вовсе прогнозируют коллапс в своей отрасли.

В рамках борьбы с эпидемией закрываются фитнес-клубы, спортивные объекты, площадки для массовых занятий спортом. В такой ситуации теряют прибыль не только владельцы клубов, но и их поставщики — производители спортивного оборудование и экипировки.

Как отражается история с повсеместной самоизоляцией на омских производителях спортивных товаров — в материале Города55.

Па данным Торгово-промышленной палаты России, объем отечественного рынка спортивных товаров превышает 500 млрд рублей в год. Около 40% приходится на спортивную одежду и экипировку. Порядка 20% — на спортивный инвентарь и оборудование. Немногим менее занимает сегмент спортивной обуви. Наконец, отдельное направление — тренажеры. Их в РФ каждый год продают на сумму 50 млрд рублей.

Российская компания «Олимпсити» считается одним из ведущих отечественных поставщиков спортивного инвентаря. В производственной линейке предприятия — канаты, маты, шведские стенки, инвентарь для спортзалов. Продукция по большей части отправляется в детсады, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы. Стоит отметить, что государство в данном сегменте (спортивного оборудования и инвентаря) формирует около 50% всего спроса, а потому с вниманием относится к качеству и ассортименту производимой отечественной продукции.

«Есть, конечно, то, где мы неплохо выглядим и себя полностью обеспечиваем. Это спортивное оборудование: как для залов, так и для открытых площадок. Есть тонкие места: спортивный инвентарь и экипировка. Здесь есть проблемы и предстоит поработать», — сказал в программе «Бизнес-вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

В то же время такая зависимость бизнеса спортивных товаров от государства может сыграть злую шутку. По оценкам участников рынка, ослабление национальной валюты и увеличение дефицита бюджета Федерации уменьшит закупки спортоборудования на 50-70%.

Дополнительный вред отрасли наносит пандемия коронавируса, которая уже нарушила логистические цепочки поставки деталей и комплектующих.

По оценкам экспертов, в результате эпидемии российская спортивная продукция может подорожать на треть. Кроме того, сроки исполнения заказов наверняка будут сдвинуты. Отечественная спортивная индустрия рассчитывает, что коронавирус будет признан форс-мажорным обстоятельством, что позволит свести к минимуму производственные потери.

Спортиндустрия в Омске

Продукция омских производителей спорттоваров до последнего времени была исключительно востребованной, говорят местные участники отрасли. Как будут развиваться события в связи с пандемией коронавирусной инфекции, спрогнозировать никто не может.

Омская компания «Фитнесс технологии» более 20 лет на рынке. Выпускает тренажеры для фитнес-залов, спортивных площадок, реабилитационных центров, специальные тренажеры для пловцов, боксеров, борцов. За все время работы оснастила своим оборудованием более 1000 тренажерных залов и около 2 тыс частных спортивных уголков.

«Что такое тренажер? Это масса железа, которая должна быть не только красивой и удобной, но и с определенной биомеханикой. То есть должна давать нагрузку на те группы мышц, на которые должна давать. Если биомеханика отсутствует, то это металлолом. Если тренажер дает нагрузку так, что травмирует какие-то части человеческого тела, он опасен. Это уже не металлолом, а машина для пыток. „Лифтеры“, бойцы — они ребята травмированные. Они сразу чувствуют неправильную биомеханику. Мы их садим на наше оборудование, они говорят: да, здорово. Я давлю даже маленький вес, я чувствую мышцы», — говорит директор компании Леонид Цыбульник.

По словам специалиста, сегодняшняя ситуация на рынке непростая. До сих пор основная часть омских тренажеров уходила в спортклубы Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска. В связи с коронавирусом поставки продукции сокращены или приостановлены. Еще один отрицательный фактор — резкий рост курса доллара.

«У нас сразу же поднялся в цене металл, импортные комплектующие. Цены мы пока не поднимаем, они остаются прежними, но еле-еле сводим концы с концами. У нас есть план, что мы должны делать, и мы это делаем»,

— говорит Леонид Цыбульник.

Схожая ситуация у другого представителя омской спортиндустрии. Михаил Кузнецов — директор торговой марки «Keeper». Он более 15 лет занимается производством экипировки для спортивных команд. Выпускает форму для хоккеистов, футболистов и других представителей игровых видов спорта.

«Несмотря на то, что мы являемся производителями здесь в России, практически 70% расходных материалов мы закупаем у европейских производителей. Повышение курса напрямую скажется на конечной стоимости товара. Это ударит как по потребителю, так и по производителю. Бесконечно повышать цены мы не сможем. Сегодня весь мир остановился, в том числе закрылись спортивные учреждения, давать какие-то прогнозы вообще невозможно. Зачем спортсмену хоккейный свитер, если он не выходит на лед? Сейчас все сели дома, сидим и ждем, как будет дальше развиваться ситуация», — сказал Михаил Кузнецов.

По мнению омских производителей, до последних событий с пандемией их спортивная продукция на рынке была востребованной. Появлялись новые спортивные площадки, открывались детские спортшколы и частные фитнес-клубы. Что будет дальше — у бизнеса нет ясности.

«Меры, которые предложил глава государства, они могут быть актуальными. Сейчас сложно что-то прогнозировать. Если бы это был карантин и государство взяло на себя обязательство выплачивать компенсации.

А на сегодняшний день, получается, бизнес не работает, но мы продолжаем платить зарплаты. Плюс у каждого есть обеспечительные платежи, аренда, кредиты. Непонятно, насколько все это затянется и как в дальнейшем будет строиться работа»,

— говорит Кузнецов.

Подобного мнения придерживается и другой предприниматель.

«У нас есть клиенты, но мы приостанавливаем деятельность. Все затраты ложатся на работодателей. Другого варианта нет. Мы это делаем. Если объявят режим ЧС и можно будет компенсировать, будет другая ситуация», — отмечает Леонид Цыбульник.

В заключение

Согласно официальной статистике, сегодня в отечественной спортиндустрии задействовано порядка 300 компаний. Отраслевые специалисты довольно скептически относятся к этим данным, поскольку в список спортивных товаров можно внести все что угодно — от футболки до мотоцикла. Торгово-промышленная палата России предлагает сформировать список предприятий спортивной индустрии и конкретный перечень спортивных товаров. А после на основе созданного реестра сформулировать правила игры для рынка.

«Отсюда рождается следующий вопрос — это формирование предложений для государства, каким образом поддерживать развитие этой отрасли. Это могут быть финансовые вопросы, могут быть нефинансовые вопросы регулирования этой отрасли. Например, обнулить пошлины на ввозимое сырье для производства спортивных товаров. Такая тема тоже существует, не все сырье мы имеем здесь, в России», — сказал президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Отметим, сегодня в России около трети населения активно занимается спортом или физкультурой. Власть поставила задачу в течение пяти лет увеличить данный индикатор до 55%, чему должны помочь сразу несколько национальных проектов — «Демография», «Спорт — норма жизни» и «Комфортная среда». Спортиндустрия возлагает огромные надежды на государство.

"