Posted 21 марта 2022,, 07:12

Published 21 марта 2022,, 07:12

Modified 23 марта 2022,, 13:33

Updated 23 марта 2022,, 13:33

«Кризис однажды закончится». Советы омского психолога, как не упасть духом

21 марта 2022, 07:12
Как справиться с тревогой, чувством вины и гневом, когда потерял работу, в бизнесе бесконечные проблемы? Как пережить кризис, когда весь мир перестраивается на новый лад? Об этом Город55 пообщался с психотерапевтом Ульяной Гладковой

— Ульяна, западные производители один за другим покидают российский рынок. И сейчас у многих отечественных предпринимателей есть шансы занять освободившиеся ниши. Однако, как говорят сами бизнесмены, у многих просто опускаются руки. Почему?

— Сейчас мы переживаем мощнейший кризис, когда рушится определенный уклад, система, и она больше не будет прежней. Когда идет тотальная перестройка как в стране, так и в целом мире. И понятно, что люди испытывают колоссальную неопределенность и непонимание — как быть и как жить дальше.

Сейчас многие обесценивают то, что делают, сферы, которыми занимаются. А будет ли это вообще сейчас нужно, востребовано, интересно людям?

— Как вновь поверить в себя?

— Человек, чем бы он ни занимался, ценен сам по себе. И пришла пора вспомнить: что бы ни происходило, есть я, есть то, чем я занимаюсь, результат, люди, которым это важно. И нужно продолжать это делать и нести людям то, что я несу. Лучшее, что сейчас могут сделать многие из нас, это просто продолжать делать свою работу. Лечить людей, печь для них вкусный хлеб, помогать проживать психологически эти ситуации, давать вдохновение. Просто продолжать движение.

— А что делать тем, кто потерял клиентов, работу?

— Кризис — это китайское слово. Оно состоит из двух иероглифов. Один из которых означает крах, другой — возможности. И здесь нужно уделить внимание своему личностному росту. Не отрицая, что события определенные есть, что не на всё мы можем повлиять. Но мы можем повлиять на то, что внутри нас.

Самый ценный актив — наш эмоциональный, ментальный капитал. То есть наш опыт жизненный, профессиональный, то, что за годы мы получили. И нужно понять, как в новой реальности это богатство можно приспособить.

Возможно, да, эта сфера несколько изменится. Но закрывается одна дверь, открывается другая. И если человек стремится к развитию, если он готов пробовать новое, развиваться, он обязательно найдет то, что ищет. Как мы обычно реагируем на стресс?

— Слезами, страданием.

— Да, страдание, слезы, эмоциональные качели и прочие проявления токсичных чувств. А сейчас в это провалились все. Кто-то нападает на других за всё что угодно: если ты просто выложил сториз с котиком, если ты обозначил свою позицию. Другие начинают активно делать что-то, чтобы помогать этому миру, спасать, оказывать поддержку. И этого сейчас очень много. Но самое главное, чтобы сохранять адекватность, — посмотреть осознанно на ситуацию. А я сейчас из своего настоящего на что могу повлиять? И что конкретно я сейчас могу сделать для себя? Для своих близких? Как я могу управлять своей жизнью из того, что есть сейчас? И искать ответы на эти вопросы.

— Может, меньше читать новости? Например, только один раз в день. Поможет это?

— Я не встречала исследований, которые бы точно сказали, какой объем информации в сутки не навредит вашей психике. Это индивидуально. Нужно понимать: если мне эта информация вредит, выбивает меня из колеи, я не могу потом нормально функционировать, качественно выполнять свою работу, а она у меня очень ответственная, — тогда самому решить, как дозировать ее для себя. Если вам этой информации хочется избежать, опять же, не стоит себя за это винить.

— Сейчас многие испытывают чувство вины. По разным причинам.

— Чувство вины в подкорке сидит у нашего народа. Но нужно понимать, что мы — маленькие люди, у нас у каждого своя маленькая жизнь. И не мы выбирали то, что сейчас происходит.

Многие из нас до сих пор не могут поверить и понять, что происходит в мире. И большинство из нас — это добрейшие люди, которые и мухи никогда бы не обидели и ни в коем случае не стали поддерживать это. Но лучшее, что мы можем сделать сейчас, это сохранять свое спокойствие и не вовлекаться в эти распри — должна быть внутренняя опора. Если опоры внутри нет, то эти моменты триггерят человека. И он проваливается в те самые состояния, где есть стыд, вина и позор.

— А как построить внутреннюю опору?

— По сути, вся психотерапия для того и придумана, чтобы помочь каждому человеку вырастить внутри себя мощную внутреннюю опору. И обрести независимость от каких-либо внешних триггеров и раздражителей. Если вы понимаете, что вам сейчас не очень хорошо, вам нужна помощь, поддержка — поищите возможность пойти в психотерапевтическую группу, сейчас многие коллеги, я знаю, проводят поддерживающие группы, бесплатные интенсивы, в которых можно сбалансировать свое состояние. Немножко выбраться из этого гипноза проблемы и вспомнить, что, оказывается, у меня есть я, есть мои задачи.

— А можно найти помощь в книгах? Сейчас много книг по личностному росту…

— Такой пример я встречаю практически ежедневно у себя в кабинете.

Приходит человек и говорит: да я уже тонну книг перечитал, переслушал кучу подкастов, на ютубе видео посмотрел, а при этом в жизни у меня ничего не меняется и лучше не становится.

Здесь параллель достаточно простая. Как, например, с зубной болью. Вот если у вас болит зуб, будете вы это терпеть? Вряд ли. Человек побежит к доктору, запишется и быстрее решит эту проблему, потому что терпеть это невозможно. Но почему-то, когда нас что-то беспокоит внутри, когда у нас душа болит, мы обесцениваем это и забиваем на свое состояние годами. У нас есть еще в обществе некое искажение: «Зачем я пойду к психологу! Я что, псих?» На самом деле психологи — это люди, которые бесконечно повышают свою квалификацию, которые учатся годами, чтобы освоить те инструменты, которые помогут быстрее и качественнее решать жизненные задачи.

— Возвращаясь к сегодняшней реальности. Что делать, если твое мнение не такое, как у близких, друзей. Как не потерять их в гневных спорах?

— Надо вовремя задавать себе вопрос — я хочу быть сейчас прав или счастлив?

Вовлекаясь в этот контекст борьбы, многие переносят его на самых близких. Нужно понимать: моя позиция — сейчас это действительно то, что нужно знать моим близким, во что им нужно уверовать?

Если есть возможность, попробуйте договориться и старайтесь вернуть себе понимание — важно это сейчас, доказать всем, что я прав? У нас в семье тоже разные взгляды. Но мы договорились, что за семейным столом это не обсуждаем. У нас есть благодарность родителям за жизнь, наша любовь, и мы это ценим.

— А вообще гнев можно обратить в добрые дела?

— Его нужно научиться выплескивать. Не сливать на близких, на гневные комментарии в интернете. Нужно найти экологичный способ, куда вы можете его направить. Сублимация — научным языком это так называется. Эту энергию можно выпустить в творчество. В спорт. Очень классный способ, доступный всем нам, — пробежаться с утра. Это бесплатно. И отличная возможность дать пользу своему телу и сбросить негативные эмоции. Либо направить эту энергию на то, что для вас важно. На свою работу, например, на какие-то реализации задумок, которые вы давно откладывали.

— Прочитала совет — реализовывать боль в милосердие. Как это возможно?

— И это как раз может быть иллюстрацией синдрома спасателя. Когда я сам «не Ok», но всем сейчас буду наносить счастье и причинять добро, чтобы как-то самому за счет этого привести себя в норму. Немного не так это работает. Тут нужно заняться собой, выстроить свою внутреннюю опору. Человек несет то, что есть в нем самом. И мы сейчас очень ярко наблюдаем, когда всё это выплескивается. Чем наполнен человек, тем он и делится с другими. И если человек наполнен болью, наполнен гневом и агрессией, как это состояние превратить в милосердие? Я не знаю. И мне кажется, здесь гораздо важнее сейчас наполнить самому себя. Самое время повышать уверенность в себе, независимость, уровень осознанности. Многих это слово, я знаю, сейчас напрягает. Но это тот уровень, когда человек способен жить здесь и сейчас.

— Хобби, творчество поможет справиться со стрессом?

— Это как раз может стать той отдушиной, куда человек направит негативные эмоции. Во все времена творчество было одним из исцеляющих искусств. Какими бы ни были времена, вспомните — песни, лирика, стихи. Это было тем, куда люди сливали свою боль. Есть книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». Это основоположник логотерапии, психотерапевт, этот человек основал науку, которая занимается исцелением смыслами. И он пережил Освенцим. На основе тех знаний, своего опыта работы с людьми он написал учение. Я рекомендую прочитать эту книгу всем. Чтобы понимать, что даже в самых страшных событиях можно найти какие-то точки опоры внутри себя.

И конечно, учиться фокусироваться на позитиве. Наш мозг в этом плане устроен достаточно просто. Мы не можем думать одновременно две мысли. Даже если очень сильно постараться, не получится. Поэтому мы можем переключаться.

— А на какие позитивные мысли можно переключиться в сегодняшней реальности?

— Ради чего стоит жить! Очень классно работает практика благодарности: чтобы ни происходило, у каждого из нас есть тысячи поводов поблагодарить мир, Бога, себя за то, что есть сейчас. Как минимум за то, что мы можем видеть, слышать, общаться друг с другом. Есть одна метафора: представить небоскреб как уровни жизни, которые нам предлагает мироздание. Есть этажи — от самых нижних, не очень привлекательных, до роскошных пентхаусов. А есть шахта лифта в этом небоскребе. И лифт — это наше внутренне состояние. Чем больше в нас гнева, злости, ненависти, обид, страданий, стыда, позора, тем ниже мы скатываемся по этим этажам, тем менее привлекательной становится наша реальность. Потому что источник в нас. И чем выше поднимаемся по этим этажам, тем больше благодарности, позитива, спокойствия.

В нашей текущей ситуации нужно хотя бы уметь вывести себя на уровень уверенности и спокойствия. Осознания, что я не на всё могу повлиять, но остаются подконтрольные мне сферы. И на это я направлю свое внимание. И буду искать варианты, как сделать лучше из того, что имею сейчас. Кризис однажды закончится, но то, какими мы выйдем из него — поломанными и раздавленными или людьми с более сильным духом, с другим пониманием себя, более широкими взглядами, это зависит только от нас.

"